Пранаяма — управление праной

Пранаяма - управление пранойБрахмачари Муктананда — монах традиции Шри Видъя. Йога, Тантра, Мантра. Лечение через мантру. Бандхи, Техники расслабления, Медитация, «Шива Свародая» — древняя наука дыхания.

Говоря простыми словами, пранаяма — это дыхатель­ные упражнения. Слово «прана» обозначает жизненную силу, а «яма» значит контроль. Таким образом, пранаяма-это обрете­ние контроля над нашей жизнен­ной силой. Есть и другое толко­вание, в соответствии с которым пра — это основополагающий эле­мент, на — жизнь, а аяма — расши­рение, и отсюда пранаяма значит расширение основополагающего жизненного элемента, а именно жизненной силы и сознания.

Йога — это наука, которая позво­ляет контролировать ум для до­стижения более высоких уровней сознания (вопреки расхожему заблуждению, йога не сводится только к набору физических упражнений, обычно называе­мых асанами). Более высокий уровень сознания предполагает развитие интеллекта и пережи­вание более глубокой и всеох­ватывающей любви и участия к тому, что нас окружает.

Большинство из нас счита­ют, что дыхание — это что-то само собой разумеющееся, и, как правило, мы не обращаем на него внимание, но мы можем дышать непроизвольно, а мо­жем контролировать дыхание и управлять им. Большинство людей, за исключением очень редких йогинов, дышат непро­извольно, однако такие йогины способны управлять дыханием, и полностью контролируют каждый свой вдох и выдох.

Современная система образова­ния призвана пробудить в нас интерес к познанию, но на деле оказывается, что у нас не по­лучается исследовать и постичь то, что нельзя измерить с помо­щью приборов. И хотя на сегод­няшний день существуют очень сложные механизмы и усовер­шенствованные технологии, на­ходящие широкое применение, есть множество вещей, которые нельзя измерить с их помо­щью. Новейшее оборудование позволяет с помощью спут­ников и других космических технологий фотографировать и производить видеосъемку со­бытий, происходящих в других частях света, и мгновенно пере­давать полученные сведения на Землю. Но может ли вся эта сложная техника измерить, на­сколько сильно ваш супруг лю­бит вас? Эмоции все еще трудно поддаются измерению.

Покой — не самоцель, а средство достижения цели. Приборы последнего слова тех­ники способны измерять дыха­ние, но их возможности, тем не менее, ограничены. С позиции йоги, дыхание, как и многое дру­гое, нельзя измерить методами современной науки, более того, понимание того, как влияет на человека качество дыхания, в науке отсутствует. Единствен­ный инструмент-измеритель дыхания — это ум человека. У дыхания есть характерное свойство: оно может становить­ся тонким, едва уловимым, если регулярно заниматься праная- мой. Ум, в свою очередь, тоже становится тонким и поэтому может и дальше созерцать дыха­ние. В миру считается, что хоро­ший ум — это острый ум. Тонкий, сосредоточенный ум — вот что ценится в йоге. Дыханием в йо- гической науке занимаются две дисциплины. Одна учит, как контролировать дыхание с по­мощью различных физических упражнений. Это пранаяма. Вторая имеет дело с психосома­тическим комплексом практик. Это наука дыхательных ритмов Шив Свародайа, или Свар Йога.

Я также хотел бы отметить, что все техники, касающиеся ды­хания и сосредоточения на ды­хании, не являются ритуалами религиозного поклонения и существуют вне всякой ре­лигии. Дыхание есть дыхание, сознание, чистая жизненная сила, а не что-то из христиан­ского, индуистского, иудаист- ского или мусульманского ве­роисповедания или чего-либо еще. Дыхание — это жизненная сила, потому что нет жизни, если нет дыхания.

Важность дыхания глубоко осо­знали риши, сиддхи и адепты йоги. Эти люди проводили разные опыты с дыханием, от­крывали новые техники и совер­шенствовали их. Эти практики передавались из поколения в поколение от гуру к ученикам (Гуру Шишья Парампара), со­хранились и так же выполняют­ся и сегодня.

Пранаяма — это наука созна­тельного управления дыхани­ем. Можно просто сказать, что пранаяма — это дыхательные упражнения. В «Йога Сутрах» махариши Патанджали пред­ставил йогу как процесс, со­стоящий из последовательных восьми ступеней (аштанга йога). Последовательность эта такова: яма, нияма, асана, пра­наяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Каждый уро­вень — это опора следующего. Поэтому, логически рассуждая, можно прийти к выводу, что каждый уровень приводит к следующему. Самый важный результат, который приносят практики йоги, — это созерца­тельное состояние, медита­ция. Это не гиперактивность, а спокойное, сосредоточенное состояние ума, ума контроли­рующего свои проявления, а не ума, наполненного бессвязны­ми мыслями об удовольствиях.

Вот что может дать регулярное занятие пранаямой:

1.      ум очищается;

2.      легче достичь сосредото­чения;

3.      если выполнять пранаяму правильно, то она способ­ствует избавлению от за­болеваний тела и ума;

4.      снижается кровяное дав­ление;

5.      известно много случаев, когда люди теряли избы­точный вес;

6.      исчезают психосоматиче­ские заболевания;

7.      пранаяма облегчает тече­ние и излечивает болезни легких, в том числе астму;

8.      если заниматься регуляр­но, увеличивается продол­жительность жизни;

9.      пранаяма снимает стресс с тела и ума;

10.    перемены настроения лег­че поддаются контролю;

11.     проходит депрессия;

12.    внимание острее стано­вится;

13.    проходит напряжение;

14.    улучшается память;

15.    становится проще достичь состояния покоя;

16.    становится легче искоре­нять вредные привычки и развивать в себе по­лезные;

17.     дедает человека более ра­ботоспособным и эффек­тивным;

18.    пранаяма помогает уста­новить контроль над умом;

19.    пранаяма — это помощь на духовном пути. Занима­ясь ей, проще

20.   достичь мира внутри себя;

21.    пранаяма концентриру­ет жизненную силу, или прану;

22.   помогает пробуждать Кун- далини Шакти;

23.   становится возможным достичь более глубоких уровней созерцания;

24.   укрепляется самосозна­ние, что ведет за собой улучшение умственных способностей.

Пранаяма — это наука, и к ней нуж­но относиться соответственно. Нужно точно и тщательно вы­полнять все практики, чтобь: эффект был длительным.

Если внимательно вчитаться в «Йога Сутры», то выяснится, что асана — это удобное устой­чивое положение, в котором комфортно находиться. В трак­товке Патанджали, праная­ма — это контроль над праной. В «Йога Сутрах» говорится о замедлении дыхания через его утончение и о постепенному пе­реходу к более тонким уровням сознания и в конце концов к со­стоянию ниродха, или полном} успокоению ума. С другой сто­роны, «Хатха Йога Прадипика рассказывает о криях, или о тех­никах и процессе управления телом и праной и посредством этого — умом. Кстати, «Йоге Сутры» дают такое определение крия йоге: это тапас, свадхьяя и ишварпранидхана. Это вовсе не та форма крия йоги, состоя щая из хатха йоги и пранаямы как большинство людей при­выкли считать.

Благодаря моим наставникам и тем посвящениям, которые я получил в традиции, я научил­ся достигать спокойного, созер­цательного состояния через эти практики. Если все делать пра­вильно, то телом и умом можнс почувствовать плавное течение энергии. Ум успокаивается и становится тонким, а затек приходит желание созерцать насладиться тишиной. Эта ти­шина приходит как результат практики пранаямы, это пра- тьяхара, это тишина, когда ни что внешнее не может отвлечь его. Пранаяма — это замеча­тельная практика, помогающая
углубить это медитативное состояние. Говоря простыми словами, медитация — это успо­коение ума.

Мне не раз приходилось быть свидетелем споров относитель­но того, необходимо ли практи­ковать различные асаны, пре­жде чем приступать к пранаяме. Между тем, слово асана широко употребляется в нескольких значениях: 1) положение тела, когда человек сидит; 2) физи­ческие упражнения и позы; 3) ткань или сиденье, на кото­ром сидит человек, занимаю­щийся духовными практиками. В «Йога Сутрах» читаем следую­щее определение: асана — это удобное устойчивое положение тела. Существует много про­стых сидячих поз, не требующих выдающихся умений, например Ваджрасана и Сукхасана. В этих асанах можно находиться до­статочно долго, и для их выпол­нения не требуется специаль­ных навыков, практики хатха йоги. Хотя если вы занимаетесь хатха йогой для укрепления здоровья, то эта практика будет способствовать целостному раз­витию личности. Можно даже просто сидеть на стуле с прямым позвоночником и выполнять практику пранаямы. Занимать­ся можно всем, кроме детей до 14-15 лет (им тоже можно заниматься, но строго под ру­ководством опытного учителя) и людей с необычными физи­ческими дефектами. Есть на­столько простые упражнения, что ими можно заниматься даже лежа на кровати.

Подлинным духовным практи­кам сопутствует расслабление тела и ума. Благодаря этому исчезают причины многих заболеваний, кроющиеся в психике. Пранаяма, меди­тация и хатха йога помогают победить заболевания сердца и другие недуги, справиться со стрессом. Пранаяма оказыва­ет неоценимую помощь и тем, кто страдает астмой и другими легочными болезнями.

Еще один сопутствующий прак­тике пранаямы фактор: если выполнять все упражнения правильно, продолжительность жизни заметно увеличивается. В 2000 году я встретил одного йогина, который занимался пранаямой и крия йогой. Тогда ему было около 165 лет. Ключ к се­крету долголетия кроется в спо­собности контролировать прану.

С другой стороны, если делать упражнения неправильно, то воздействие может стать пагубным. Вот почему важно учиться пранаяме у настоящего мастера, у того, кто получил эти знания через традицию. Ведь в практике возникают очень важные, ключевые для человека моменты, когда необходимо на­ставление искусного учителя. Я встречал людей, долго зани­мающихся пранаямой без долж­ного руководства, и замечал, что они совершают много оши­бок. Кто-то скажет: как можно ошибиться с дыханием? Тем не менее, ошибки случаются. Пранаяма — это очень могуще­ственная практика, и результат очень скоро дает о себе знать. А чем мощнее практика, тем больше вероятность, что даже пустяковая ошибка может при­нести серьезный вред. Ум очень тесно связан с дыханием. Кста­ти, йогины говорят, что дыхание и ум — это две стороны одной ме­дали. Так что перемена в ритме

дыхания повлечет за собой пере­мены в уме. Если долго дышать неправильно, могут появиться проблемы с телом и умом, тогда как правильное дыхание устра­няет такие проблемы. Ум, тело и дыхание тесно взаимосвяза­ны. Если изменить что-то одно, обязательно изменится и дру­гое, что, однако, не значит, что можно что-то развивать, а что-то совсем забросить. И ум, и тело, и дыхание равно нуждаются во внимании.

Пранаяма берет свое начало в системе йоги в Индии. В на­стоящее время пранаяма стала необычайно популярной во всем мире, хоть ей и дают самые разные имена. Даже врачи при­бегают к ее методам для лече­ния людей, особенно тех, кто страдает заболеваниями сердца. Но, к сожалению, не все учите­ля поступают правильно, когда передают эти знания своим ученикам, так как те не прошли систематическое обучение, необходимое для выполнения упражнений пранаямы. Измени­те даже что-то на первый взгляд незначительное, и окажется, что перемена затронула очень многое. Измените курс самоле­та только на один градус, и вы приземлитесь совсем не там, где хотели очутиться. Поэтому все упражнения пранаямы надо вы­полнять точно и аккуратно. Вот пример: задержка дыхания воз­действует на частоту пульса, дает нагрузку на сердце и по­звоночник. Поэтому тем, у кого есть проблемы с сердцем, не рекомендуется задерживать дыхание. В нашей традиции это вообще редко применяется.

Еще один вопрос, который ка­сается любой системы передачи знаний и в особенности системы духовных практик, — это вопрос отношений ученика и учителя. Все духовные практики должны передаваться учителем по линии определенной традиции. Одна из причин тому — это гарантия того, что техника, переданная ученику, правильная. Многие придают этому чрезмерное зна­чение и пренебрегают другими соображениями. У учителя выше уровень сознания. Ученики такого учителя тоже могут пе­рейти на новый уровень своего сознания. Если же заниматься самому, то потребуется очень много времени, чтобы достиг­нуть таких глубин. Кроме того, у учителя есть опыт, ведь он сам выполнял когда-то то, чему сейчас учит своих студентов. Этот опыт нужен, чтобы понять, когда вовремя остановиться. У каждого своя мера, своя си­туация, и практика должна под­ходить ученику. Иначе можно ошибиться, сделать слишком много или прекратить практику слишком рано. Учитель видит, в каком состоянии находится ученик и что ему нужно, он под­скажет, что нужно делать и чего избегать. Он вовремя даст но­вые практики и уберет старые. Без учителя духовный путь ста­новится путем проб и ошибок, и за него придется дорого запла­тить. Без наставлений учителя цена пранаямы и большинства духовных практик — здоровье и благополучие человека. Как говорят, если знание слишком дорого, то лучше неведение.

Многие люди полагают, что ды­хание — это что-то, само собой разумеющееся, и почти никогда не обращают на него внимание. При этом большинство людей дышат неправильно. Обычно дыхание неглубокое, задей­ствована лишь грудная клетка. Другая крайность: дыхание вы­зывает движение нижней части живота, в то время как правиль­ное дыхание — диафрагмальное.

Существуют специальные упражнения, например, такие, как дыхание с мешочком песка на верхней части живота или асаны, призванные сделать наше дыхание правильным. Понаблюдайте за младенцем, и вы увидите, что его дыхание диафрагмальное. Но, вырастая, человек перестает дышать пра­вильно и считает, что это непро­извольная функция организма. Диафрагмальное дыхание спо­собствует более эффективному газообмену и укреплению здо­ровья, тогда как неправильное дыхание частично ведет к раз­личным заболеваниям.

Если вы пронаблюдаете свое ды­хание, вы заметите, что вам легче дышится то через одну ноздрю, то через другую. Это изменение периодическое, оно происходит через 1 — 2,5 часа. Если бы вы ре­гулярно созерцали свое дыхание, то вы бы обнаружили, что сна­чала вдох и выдох активнее, но со временем дыхание становится тонким и легким. Вы бы также подметили, что у дыхания раз­ные ритмы и длительность, оно может быть грубым и мягким. И наступает такой момент, ког­да дыхание настолько тонкое, что ум с трудом улавливает его. Наблюдение за дыханием ведет к тому, что оно становится все тоньше и в какой-то миг и вовсе исчезает. Как мы сами убеди­лись, важно понимать дыхатель­ный процесс. Об этом можно много говорить.

Если бы мы понаблюдали за фор­мой дыхания, мы бы осознали, что дыхание меняет свою форму во время различных видов дея­тельности. Например, дыхание становится длиннее и тяжелее во время сна. Когда мы бега­ем, мы можем наблюдать, что наше дыхание становится тя­желее и со временем короче по мере того, как нам начинает не хватать кислорода. Когда мы просыпаемся, после сна боль­шая часть разума спокойная и отдохнувшая, таким же обра­зом после пробежки большин­ство людей находят свой разум более умиротворенным.

Именно перемена в длине ды­хания успокаивает наш разум. Длительная прогулка на откры­том воздухе также часто успо­каивает разум, но большинство из нас фокусируется на физиче­ском аспекте прогулки, и почти никто не придает какого-либо значения изменению формы дыхания, но в реальности во время прогулки форме дыха­ния свойственно меняться.

Некоторые исследователи утверждают, что пранаяма по­могает тем, что насыщает тело кислородом, и, по мере того как мы дышим глубже, мы получаем больше кислорода. Они счита­ют, что это успокаивает разум. На самом деле это не совсем так. Одним из эффектов, дости­гаемых при помощи пранаямы посредством упражнений глубо­кого дыхания и других техник, является расширение и увеличе­ние объема легких. Поскольку это касается уровня содержания кислорода, большинство людей сосредотачиваются на кисло­роде, но забывают, что, в то же время происходит обмен между кислородом и углекислым га­зом. По мере того как дыхание становится глубже, мы вдыхаем больше кислорода и, в то же время, происходит накопление углекислого газа так как процесс обмена — это продолжительный процесс. Объем кислорода и угле­кислого газа в легких ограничен, но еще более ограничен объем кислорода и углекислого газа, ко­торый может удерживать кровь. Если уровень кислорода в крови падает ниже допустимой нормы, человек заболевает. Человек с по­ниженным уровнем кислорода имеет проблемы со здоровьем, такие как астма и эмфизема.

Существуют особые, и, в то же время, простые техники для сни­жения уровня углекислого газа, азота и прочих токсинов кото­рые могут накапливаться в кро­ви. Многие из этих газов хоть и присутствуют в воздухе в не­больших количествах, являются токсинами для организма и, ког­да мы вдыхаем воздух, мы также вдыхаем и эти газы. Кроме того, в воздухе присутствуют другие токсины и загрязнения, создан­ные человеком. В дополнение к этому многие люди подверга­ются опасностям для здоровья в связи с их работой, а неко­торые, кроме прочего, имеют еще дурные привычки вроде курения.

Важно вывести эти вредные смеси как из нашего кровяного потока, так и из нашего тела.

Как я указал, техники глубокого дыхания в пранаяме успокаива­ют разум. Это не просто физио­логический эффект насыщения крови кислородом, так как су­ществует более глубокая связь между телом и разумом. Разум в психологии йоги понимается как энергетическое поле, разум это не мозг который есть физи­ческая сущность. Разум состоит из нескольких каналов разума, один из таких каналов называ­ется «Нади». Часто в аюрведиче- ской и другой литературе можно увидеть использование термина нади для обозначения нервных каналов и артерий. Большая часть древней литературы на­писана на санскрите. В отноше­нии аюрведической и другой подобной литературы это также верно, однако многие люди не осознают, что один и тот же термин в санскрите может ис­пользоваться в разных местах с разными значениями. С точки зрения йогической литературы термин нади может быть пере­веден как «путь в уме».

Пранаяма оказывает очищаю­щее воздействие на эти каналы, которые мы называем нади, что в свою очередь ведет к эффекту успокоения ума.

В соответсвии с Горакша Самхита и Хатха Йога Прадипика существует 72 ООО нади в то время как в соответствии с Прапачсара Тантра существу­ет 300 ООО нади. В то же время Шива Самхита утверждает о существовании 350 ООО нади. В соответствии с йогическим, тантрическим, а также ведическим пониманием су­ществует множество слоев или оболочек, составляющих наш ум. Возможно, тексты рознятся в своих подсчетах в связи с раз­личием подсчета нади внутри разных слоев ума. Даже если мы возьмем самое минималь­ное количество, станет понят­но, что структура сравнима по сложности с целым городом. Очищение даже 72 ООО ка­налов это не простая задача. Существуют особое упражне­ние названые Нади Шодхана которые выполняются для очи­щения нади. Это упраждение имеет около 96 вариаций и, как правило, йоги знают не менее трех из них. Упражнение само по себе может быть вы­полнено как в малой форме, так и в расширенной. Обычно многие йоги выполняют его не менее трех раз в день.

Все духовные практики ассо­циируются с Кундалини Шакти. Пранаяма также ассоциируется с кундалини. Существует два типа кундалини называемые Самашти или «общая» и Вьяшти или «индивидуальная». Энергия кундалини может быть понята как скрытая энергия. Скры­тая энергия, присутсвующая во всем творении, и скрытая энергия в индивидуальном теле ума дживы (индивиду­альная сущности). Регулярная практика пранямы пробуждает также и кундалини. Некоторые люди могу почувствовать про­буждение этой энергии как ви­брации, пульсацию как что-то бегущее по его телу, как что-то бегущее по позвоночнику сни­зу вверх. Иногда как просто движение в теле, как энергия, как электрическое напряжение или поток и т. д. Существует множество других ощущений, которые могут проявиться. Классически, мы находим, что большинство писаний говорит нам, что когда кундалини про­сыпается, мы чувствуем поток, текущий с нижней точки позво­ночника (муладхара чакра) к ма­кушке головы (сахасрары чакра). Но на практике это может быть иначе. Обычно анахата чакра или психический центр на позво­ночнике на уровне сердца может пробудиться первым. Пробуж­денная кундалини ведет к очень быстрому изменению и транс­формации личности, интеллекту­альных способностей и духовно­му развитию индивидуума.

Внутри ума находится три основных канала или нади. Они называются Пингала (солнеч­ный канал на правой стороне тела), Ида (лунный канал на ле­вой стороне тела) и Сушумна (центральный канал с пламен­ной энергией). Эти каналы на языке йоги также называют­ся Ямуна, Ганга и Сарасвати. С духовной перспективы пра­наяма нацелена на пробужде­ние Сушумны, таким образом, искатель имеет возможность медитировать, в то время как энергия, протекающая сквозь этот канал поднимает сознание. Нади Шодхана оказывает акти­вирующий эффект на Сушумну. Сушумна это центральный ка­нал (нади), через который Кун- далини Шакти поднимается. Су­шумна это также единственный канал, который ведет нас к Про­светлению и Освобождению.

Внутри ума есть энергии, на­зываемые праной. Существует множество разновидностей известных как Прана Вайю. Основные пять разновидностей известны как Апана Вайю, Вьяна Вайю, Самана Вайю, Прана Вайю и Удана Вайю. Термин Вайю здесь означает энергию или поток. Все эти Вайю отвечают за различные функции. Апана Вайю распроря- жается выделением, оно имеет идущее вниз движение, Вьяна Вайю отвечает за сексуальные функции, за распространение жидкостей и праны в теле, Сама Вайю отвечает за пищеварение, Прана Вайю за баланс потоков в области сердца и Удана Вайю присутсвует в шее и голове. Уда­на Вайю помогает высвободить прану во время смерти. Эти Пра­на Вайю могут контролироваться пранаямой. Чтобы лучше почув­ствовать Вайю, а также высокие результаты пранаямы, большин­ство людей должны тренировать­ся в течение долгого периода.

Обычно во время нашей жизни каждый день одна половина мозга активна, и у большинства людей одна половина мозга доминирует в поведении и вы­полняемых действиях. Древние мудрецы Индии, зная об этом факте, разработали дыхатель­ные упражнения для выравнива­ния и для активации обоих поло­вин нашего мозга. Одно из таких упражнений и называется Нади Шодхана, другое Анулом Вилом. Регулярная практика пробужда­ет обе половины ума, тем самым делая более активным, сбалан­сированным и сосредоточенным на необходимой деятельности, делая нас более эффективными.

Один из наиболее удивительный эффектов пранаямы, который проявляется после регулярных практик и часто может наблю­даться даже после десяти часов практики, это заметное сниже­ние стресса у практикующего. Ум становится очищенным от токсинов и депрессии. Каж­дый вдох приносит свежую жиз­ненную энергию, каждый выдох выводит токсины. Глубокое ды­хание успокаивает ум, и каждый выдох выбрасывает часть нега­тивных тенденций в уме.

Один студент обнаружил, что его отношение с женой улуч^ шились после одной недельной практики в нашей группе. Его разум стал спокоен и чист, он научился контролировать свой темперамент и ум. Он стал ме­нее гневливым и гораздо более счастливым. Другой студент пришел к нам в состоянии та­кого стресса, что даже не мог улыбаться. После 30-40 часов практики пранаямы и других техник на его лице стала часто появляться улыбка. Он преоб­разился физически и стал более расслабленным. Снижение стресса ведет к нормализации кровяного давления, а также к улучшению общего самочув­ствия. Существует специальная техника пранаямы, известная как Ма Ун пранаяма, которая снижает частоту пульса, что ведет также к снижению кровя­ного давления.

Многие слышали о людях спо­собных к экстрасенсорному восприятию, проявленному во множествах разных форм. Считается, что по мере того как ум становится чище, он начинает действовать подобно зеркалу, в котором отражаются впечатления другого ума так же, как в некоторых случаях со­бытия прошлого или будущего. Несмотря на то, что традиция йоги смотрит на такие «особые» способности свысока, регуляр­ная практика пранаямы, меди­тация и другие техники ведут к развитию этих способностей.

В обычной жизни большинство людей тратит менее 4-5 секунд на каждый вдох. Одно дыха­ние — это одновременно и вдох и выдох. Таким образом, мы мо­жем сказать, что каждый выдох, и каждый вдох занимает по­рядка двух секунд. На практике вдох может быть еще меньше. В среднем человек делает вдох около 21 600 раз в день.

По мере того как мы дышим, мы повторяем мантру Сохам естественным образом. На этом основана Сохам Крия.

Среди большинства важных упражнений пранаямы в Крия Йоге Ом и Сохам крии. Эти Крии очень тонки и легки для боль­шинства практикующих. Они очень эффективны, быстро при­нося перемены и проникая глу­боко в разум почти без усилий. В современном мире большин­ство людей плохо приспособле­ны для сложных физических упражнений, таким образом, эти Ом и Сохам Крии легки и действенны, будучи специаль­но созданными для выполнения без напряжения. В действитель­ности очень быстро они переза­ряжают и расслабляют человека, который их практикует. Также существует дополнительный на­бор Крий, который действуют непосредственно на чакры (пси­хические центру внутри ума). Это позволят добиться быстрого духовного прогресса.

Слово Ом имеет множество зна­чений. Оно олицетворяет пламя и свободу от цикла рождений и смерти. Одно из значений — «добро пожаловать к богу», дру­гое — «да благословит тебя блаженство просветления». Сущность всех мантр и проис­хождение всего сущего рассма­тривается как священный звук Ом. Крии, выполненные с Ом, активируют духовные энергии таким образом ведя быстрому общему духовному развитию.

Практика пранаямы была соеди­нена с историей о принце, кото­рого держали узником в высоком замке. У ворот замка дежурила охрана, которая охраняла прин­ца. Принц мог разглядеть из окна землю, но было слишком высоко, чтобы спрыгнуть. Принц хотел сбежать, но один из слуг при­шел с веревкой освободить его. Однако проблема была в том, чтобы дать ему конец веревки. Слуга стоял внизу, в то время как принц был высоко в замке. У принца было лишь несколько нитей. Он попросил слугу при­нести много разных веревок тонких и толстых. Когда слуга их принес, принц спустил вниз тонкую нить слуге и тот привязал чуть более толстую нить. Принц втянул нить, а затем слуга при­вязал к ней еще более толстую, и принц снова втянул ее. Так это продолжалось, пока принц не поднял веревку, которую он привязал к колонне и спустился вниз на свободу. Дыхание это та тонкая нить, которую мы все дер­жим в наших руках, и с регуляр­ными практиками каждый из нас может освободить себя из этого цикла рождений и смертей.

Простое упражнение

Одно из самых простых упражнений, которое мож­но выполнять для очищения ума, сосредоточения и умиро­творения, называется дыхание один к одному (1:1). Дыхание должно быть диафрагмальным. Начинайте с выдоха. Выдыхай­те, считая до десяти, а затем вдыхайте столь же долго. Когда вы закончите, понаблюдайте, как изменилось состояние ума и качество дыхания.

Мой опыт говорит о том, что пранаяма дает очень быстрые изменения. Даже одно двухча­совое занятие с учителем при­носит свои результаты незамед­лительно. Тем не менее, имеет смысл проделать весь недель­ный курс занятий (10 часов), чтобы эффект был устойчивей. Регулярная же практика сдела­ет из вас счастливого здорового долгожителя.

 

ХОЧЕШЬ СДЕЛАТЬ ДОБРОЕ ДЕЛО? РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ!:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • LinkedIn
  • В закладки Google

Комментарии закрыты

© Все материалы сайта охраняются законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке активная ссылка на источник ЙОГА ДЖИ yogaji.ru обязательна!